Сужу лишь по фильму Кристофера Нолана Oppenheimer (2023).
Итак, Киллиан Мерфи играет роль Роберта Оппенгеймера. Эмили Блант — его жену, Кэтрин Оппенгеймер. Ну а Флоренс Пью изображает романтическую привязанность Оппенгеймера — Джин Тэтлок.
Вот так и преподнесены в фильме обе женщины.
Кэтрин — жена, Джин — любимая.
Допустим. Хотя меня смутил момент в постельной сцене между Робертом и Джин. Он отвлекался! Прямо во время секса думал о чем-то другом. О физике. Тогда Джин вынимает из шкафа книгу и заставляет Роберта читать вслух, и они продолжают.
После этой сцены не верится, что Роберт прямо так уж сильно любил Джин. Ведь рядом с ней, в самый интимный момент между ними, он был в своих мыслях.
И далее такая неравноценность взаимосвязи вырастает в настоящую жестокость, когда Роберт, уже занятый секретной работой на правительство, пишет или звонит сам и довольно редко. Участь Джин — ждать его. Ей не нравится такая его власть, но что она может поделать?
В остальном показана огромная степень близости между Джин и Робертом. В большинстве сцен оба обнажены.
Кэтрин ни разу не показана без одежды. Даже намека не было. А ведь Кэтрин была женой Роберта и рожала ему детей.
И даже в сцене допроса Оппенгеймера на коленях Роберта неожиданно появляется голая Джин, обнимающая его, а Кэтрин вынуждена наблюдать за происходящим. С одной стороны так выглядит ревность Кэтрин (на которую та не имела права, потому что ни одну, ни вторую женщину, на мой взгляд, Роберт не любил). С другой стороны, такова Джин Тэтлок, даже после смерти стоящая между супругами.
В то же время, настоящая интимность в искусстве часто состоит в ее отсутствии. Это признак качества: скрывать близость между любящими людьми, оставлять лишь намеки. Иначе не будет эффекта чего-то действительно личного между ними, ведь все открыто зрителю. Если показывают голую женщину, значит, она неважна, просто временное явление. А настоящую близость между героями скрывают от зрительских или читательских глаз. Но я не думаю, что эта закономерность касается фильма Нолана, здесь наоборот.
Теперь о моем утверждении, что Роберт не любил ни одну из этих женщин. Любил он только науку. Ну не все люди способны к любви. А Роберт отдавал все силы своей работе. Днем он думал о ней, закрывая глаза ночью тоже думал о ней.
Джин, вероятно, понимала свою второстепенную роль в жизни Оппенгеймера, потому и отказала ему, однако все же переоценила свою силу воли и продолжала любить Роберта всю оставшуюся жизнь. А вот он — нет. Он недостаточно любил ее.
Что касается Кэтрин, та была необходима ученому.
Здесь интересный вопрос — стал бы Оппенгеймер тем, кем он стал, без поддержки Кэтрин?
Учитывая, насколько сильно Оппенгеймер повлиял на весь мир, я склоняюсь к мысли, что то была его судьба. Он должен был стать именно таким человеком. С Кэтрин или без.
Однако не надо забывать, что у него были конкуренты в других странах, которые одновременно с ним разрабатывали атомную бомбу и на месте Оппенгеймера мог отказаться любой из них. И это также элемент судьбы, как некое соревнование, элемент неожиданности, в котором они проиграли, а он выиграл. Та еще победа, конечно.
И не надо забывать, что Кэтрин (в фильме) выглядит идеальной женой для такого мужчины. Речь не о любви, а о необходимом уровне поддержки, который она предоставила ему. Амбициозная, целеустремленная, властная. В отличие от Джин, Кэтрин хотела славы, богатств и успеха. Не похоже, чтобы ее сильно волновали судьбы людей, погибших от оружия, изобретенного ее мужем. Ее раздражали даже собственные дети. Однако она очень властно управляла Робертом, направляла его (уж не знаю, как в реальной жизни). Я думаю, она никогда не простила его за связь с Джин. Но здесь и Кэтрин, и Роберт оказались очень похожи, для них второстепенную роль в жизни играла любовь (если не последнюю вообще), ими руководили амбиции, страсть в достижении поставленных целей.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.